ОТКУДА ПРИХОДЯТ ДВОЙКИ?
Как правило, если у первоклассника возникают небольшие трудности с чтением, письмом или математикой, то к концу первого полугодия ошибок становится заметно - меньше, почерк улучшается, ребенок уже сам решает примеры и задачи.
Однако…
Если количество ошибок возрастает и никак не удается правильно и аккуратно выполнять задания, да и чтение остается на низком уровне, то интерес к обучению начинает снижаться. Ученик испытывает сильные переживания, его ругают и в школе, и дома. Как следствие трудностей в обучении и снижения познавательной активности появляются двойки.
Своевременная помощь
Всегда ли
неудовлетворительная оценка - это
результат недоработки родителей, самого ученика или педагога? Как показывает
практика, существуют такие нарушения в письме,
чтении или математике, которые
можно преодолеть, если своевременно
обратиться за помощью к специалистам:
логопеду, психологу и др. Главное,
своевременно определить характер этих нарушений. Ниже мы
рассмотрим некоторые виды ошибок, которые носят «непедагогический» характер.
Так откуда приходят двойки?
Дверь первая
В первые месяцы обучения учитель обращает внимание школьника на то, что он пишет неаккуратно, в тетрадках «грязь». Эти проблемы иногда носят временный характер, и постепенно почерк становится лучше, буквы «встают» на строчку. А если не помогают педагогические приемы, если несмотря на старания учителей и родителей ученик не может писать аккуратно?
На первом этапе обучения школьник пишет крупными буквами. Это связано с тем, что при крупном письме меньше относительная разница между движениями руки и кончиком ручки, то есть проще и доступнее «перешифровка» звуков в буквы или печатных знаков в письменные. В дальнейшем ребенок выучивается переносить на кончик ручки сначала зрительные, а затем и мышечные коррекции, приобретает умение автоматически обеспечивать ручке необходимую траекторию.
Чтобы помочь ребенку в этой ситуации, необходима консультация психолога и логопеда. При необходимости назначается комплекс упражнений, который проводится специалистом.
Дверь вторая
В письменных работах появляются ошибки, которые невозможно объяснить с точки зрения орфографии. Ученик пропускает буквы, переставляет их или, наоборот, добавляет лишние.
Пропуск букв связан с тем, что ребенок не выделяет в слове все звуковые компоненты, т. е. не владеет звуковым анализом слова: «снки» вместо «санки», «кичат» вместо «кричат».
Перестановки букв и слогов связаны с трудностью анализа последовательности звуков в слове. Наиболее часты перестановки в словах, имеющих стечение согласных: «двор» пишется как «довр», «брат» - как «барт». Количество слогов при этом может сохраняться: «ковром» - «корвом». Вставки гласных букв наблюдаются при стечении согласных: «девочика» вместо «девочка». Это можно объяснить тем, что ребенок при написании слова проговаривает звуки и невольно растягивает их.
Смешение букв указывает на то, что пишущий выделил в составе слова определенный звук, но подобрал для него другую букву: «долстое» (толстое), «зказка» (сказка), «ковта» (кофта), «пцицы» (птицы).
Очевидно, что работа над исправлением подобных ошибок может быть успешной только при дополнительной коррекционной работе, проводимой логопедом, психологом, при необходимости и врачом. Например, при смешении букв по оптическому сходству можно посоветовать ребенку пройти осмотр у окулиста.
Для детей, очень чувствительных к оценке учителя или родителя, принятие «дисциплинарных» может оказаться чересчур сильным.
Дверь третья
Особенности эмоционально-волевой сферы ребенка. Как показывает практика психологического консультирования, школьник может испытывать эмоциональное беспокойство, переходящее в тревожное состояние ожидания неуспеха. Для детей, чувствительных к оценке учителя или родителя, принятие «дисциплинарных» мер может оказаться чересчур сильным. Вместо того чтобы мобилизовать активность, оно, наоборот, снижает самооценку до критического уровня.
Для учеников, которые не столь чувствительны к замечаниям взрослых, оценка, поставленная «для профилактики», возможно, окажется стимулирующей, но только в том случае, если эта мера используется редко.
Сегодня уже лучше!
Создание педагогом или родителем ситуации «сегодня у тебя получается лучше, чем вчера» всегда поднимает самооценку ребенка, придает уверенность в своих силах. Бывает полезно просматривать тетради, которые были заполнены несколько месяцев назад. Если вы заметили улучшение в работах ученика (хотя бы по одному из предметов), обязательно обратите на это внимание.
В заключение хотелось бы отметить, что многие школьные проблемы удается решить совместными усилиями педагогов, родителей и специалистов. На протяжении последних лет психологи отмечают, что количество обращений родителей за консультациями увеличилось. Если ситуация с оценками ребенка вас беспокоит, обращайтесь за помощью, ведь преодоление школьных трудностей возможно.