Рекомендации родителям гиперактивных детей
1. В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь «позитивной модели».
Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчёркивайте даже
незначительные успехи. Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и
замечания, но чувствительны к малейшей похвале.
2. Старайтесь не прибегать к физическому наказанию. Ваши отношения с ребёнком должны основываться на доверии, а не на страхе. Он должен всегда чувствовать вашу помощь и поддержку. Совместно решайте возникшие трудности.
3. Старайтесь, по возможности, избегать слов «нет» и «нельзя» («Так говорят только невоспитанные» – вместо «Не говори так»; «На столе не сидят» - вместо «Нельзя сидеть на столе»…).
4. Поручите ему какие-то дела по дому, которые необходимо выполнять регулярно (помогать маме убрать со стола, подметать вечером пол на кухне…).
5. Можно ввести знаковую систему вознаграждения – каждый хороший поступок отмечать звёздочкой, а определённое их количество вознаграждать маленькой игрушкой, сладостью или чем-нибудь другим.
6. Избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребёнку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его возрасту и способностям.
7. Определите для ребёнка чёткие рамки поведения (рамки дозволенного)- что можно и чего нельзя. Гиперактивные дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.
8. Не навязывайте ему чрезмерно жёстких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся безопасности и здоровья, в отношении других не будьте излишне придирчивы.
9. Вызывающее поведение, зачастую, – способ привлечь к себе внимание. Проводите с ним больше времени: играйте с ним, читайте, учите, как правильно общаться с другими людьми, как вести себя с другими людьми, учите его основам нравственности.
10. Выслушивайте то, что хочет сказать Вам ребёнок.
11. Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Приём пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Поощряйте ребёнка за соблюдение режима.
12. Старайтесь дома создать для ребёнка спокойную обстановку: неяркие обои, минимальное количество ярких предметов, порядок в комнате.
13. Оберегайте ребёнка от переутомления. Не позволяйте ему подолгу сидеть у компьютера и телевизора. Избегайте, по возможности, большого скопления народа. Старайтесь, чтобы ребёнок высыпался. Недостаток сна ведёт к ещё большему ухудшению внимания и самоконтроля.
14. Давайте ребёнку больше возможности расходовать избыточную энергию (прогулки, бег, спортивные игры). Но не переутомляйте этим ребёнка. Хорошо организовать в его комнате спортивный уголок.
15. Воспитывайте у ребёнка интерес к каким-нибудь интересным занятиям. Хорошо, если в свободное время ребёнок будет занят своим хобби. Однако не следует перегружать его занятиями в различных кружках, особенно таких, где есть значительные нагрузки на память и внимание. И не заставляйте заниматься ребёнка тем, что ему не нравится.
16. Воспитывайте в ребёнке навыки адекватного выражения и управления гневом и агрессией.
17. Проявляйте достаточно твёрдости и последовательности в воспитании.
18. Не забывайте: спокойствие – лучший пример для ребёнка!!!
Помните!!!
Гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями!!!
САЙТ для родителей детей с СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности): http://adhd-kids.narod.ru/
Удачи Вам и терпения!
Литература:
1) Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивносиью. М.,
2005;
2) Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребёнок или всё о
гиперактивных детях. М., 2002;
3) Заваденко Н.Н. Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом
внимания. М., 2000;
4) Максимова А.А. Гиперактивность и дефицит внимания у детей. М., 2006