"Воспитание у ребенка любви к чтению, интереса к книге"
(сообщение учителя Менджул З.А. на родительском собрании)
Пословицы: «Чтение – вот лучшее учение».
«Испокон
века книга растит человека».
«Кто много читает, тот много и знает».
Роль книги в жизни человека.
В
современном обществе возрастает роль телевизора, компьютера и других
технических средств в жизни родителей и их детей. В связи с этим принижается
роль чтения в семье. Книга для ребенка является источником знаний, развития,
познания мира. В связи с этим она занимает важное место жизни человека. Учитель
начальных классов понимает, как важно воспитывать у ребенка с детства любовь к
чтению, развивать интерес к книге.
Большое место в воспитании детей в семье занимает чтение. Оно развивает
взгляды, мировоззрение, культуру, внутренний мир человека. А. М. Горький назвал
книгу одним из чудес, сотворенных человечеством на пути к счастью и могуществу.
Она расширяет кругозор, учит любить свою родину, помогает воспитывать человека,
учит оценивать поступки, понимать жизнь.
Умная книга может гораздо сильнее воздействовать на ребенка, чем беседа или
рассказ взрослого человека. Во время чтения ребенок остается наедине с собой.
То, о чем он читает, глубоко им переживается. Он может вернуться к
полюбившемуся эпизоду, понравившемуся герою. Хорошая книга - и воспитатель, и
учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. А. П.
Чехов сказал: « Чтобы воспитывать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд
и вечное чтение». Тема чтения всегда актуальна, но почему?
- Чтение помогает ребенку легко усваивать материал и хорошо учиться.
- Развивает речь, память, мышление, логику.
- Учит видеть хорошее и плохое. Готовит ребенка к жизни в современном обществе.
Из семейного опыта.
Слово предоставляется трем родителям из класса. Они делятся своим опытом по данному вопросу. Рассказывают о том, как привили детям любовь к чтению, развивают интерес к книгам.
Требования программы по чтению.
Курс литературного чтения
(обеспечивается учебниками «Родная речь» авторов В.Г.Горецкого,
М.В.Головановой, Л.Ф.Климановой) призван ввести ребенка в мир художественной
литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства. Учебные
программы предполагают такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения,
которые стоятся на основе двух ведущих принципов: художественно – эстетического
и литературоведческого.
Программа по чтению для младших школьников четко ориентирована на формирование
и развитие у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык
чтения.
Задача учителя - развивать чтение правильное, беглое, сознательное и
выразительное. В первом классе не учитывается скорость чтения текста. Темп
чтения незнакомого текста во втором классе - 50 слов в минуту, в третьем классе
– 70 - 75, в четвертом – 80 - 90 слов в минуту.
В круг чтения для детей входят произведения, представляющие все области
литературного творчества : фольклор, русская и зарубежная литература.
Значительное место отведено произведениям современных писателей.
Если чтение дается плохо…
Уметь
читать и хотеть читать - это не одно и тоже. К умению читать надо добавить
желание читать, желание общаться с книгой, рассматривать картинки в ней,
узнавать что-то новое интересное.
Что же делать, если ребенок не любит читать?
а) Оценить уровень речевого развития ребенка. Если уровень развития низкий и
ребенок плохо читает, то он не понимает смысла прочитанного. Для речевого
развития можно использовать следующие игры:
- «Я ласка, все вещи называю ласково: книга – книжечка и т.д. У меня увеличительные очки. Все вокруг вижу в большом объеме. Например, дом – домище и т.д. У каждой вещи свой характер. Например, у книжки – книжный и т.д.»
- Игры в ударение: правильное и неправильное.
- Выделение в словах звуков. Например, как бы это слово произнес иностранец…
б)
Показывать сначала детям яркие, хорошо иллюстрированные книги, где мало текста
и много картинок.
в) Соблюдать возрастной подбор при выборе книг для чтения.
г) Использовать прием прерванного чтения: взрослый дочитал до самого
интересного места и прекратил чтение, предложив ребенку самому дочитать книгу.
д) Попросить почитать книгу младшим братьям или бабушке, которая плохо видит.
е) Использовать метод подбадривания, похвалу, поощрение.
Рекомендации
и советы родителям.
(Эта памятка дается родителям на собрании)
- В доме должна быть создана читающая атмосфера: чтение книг вслух, обсуждение прочитанного, обмен мнениями. Дети должны чувствовать, что родители проявляют интерес к книгам, газетам, журналам.
- Дома должна быть библиотека не только взрослых книг, но и детских. Подбор книг для детского чтения должен соответствовать возрасту, быть разнообразным по жанру и тематике.
- При знакомстве с новой книгой научите ребенка рассматривать обложку, читать фамилию и инициалы автора, название книги.
- Учите ребенка внимательно рассматривать иллюстрации.
- Читайте вслух с ребенком не менее 20 – 30 минут ежедневно.
- Объясните смысл трудных и непонятных слов, фраз и выражений.
- Хвалите ребенка за хорошее чтение, исправляйте ошибки,если он их допустил. Спросите, чем понравилась книга ребенку, что нового из нее узнал.
- Учите наизусть стихи, так как они развивают речь, память, творческое воображение и фантазию.